Согласно Гражданскому кодексу РФ, одним из обязательных признаков юридического лица является наличие расчётного счета, соответственно, каждая зарегистрированная фирма должна иметь счёт в банке.
Открытие расчётного счета для ИП не установлено в качестве обязательного пункта и, по сути, вопрос наличия расчётного счета остаётся на усмотрение предпринимателя. Тем не менее, сегодня всё больше индивидуальных предпринимателей, стартовавших в бизнесе, убеждаются в необходимости такой позиции у своего предприятия, как расчётный счёт.
Расчётный счёт для ИП во многих случаях служит универсальным средством по осуществлению платежей и расчёту с клиентами и партнёрами. Кроме того, наличие расчётного счета у ИП добавляет владельцу бизнеса определённой солидности в глазах всё тех же клиентов, не говоря уже о партнёрах.
Так, если вы делаете на свой бизнес большие ставки и возлагаете на него большие надежды, то рано или поздно придёте к выводу о том, что пора открывать расчётный счёт.
Что касается самой процедуры, то здесь важно отметить, что открытие расчётного счета для ИП возможно только при наличии пакета документов, свидетельствующих о регистрации данного субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, одновременно зарегистрироваться как ИП и получить расчётный счёт невозможно: счёт открывается только после регистрации ИП.
Переходя к документам, следует сказать, что каждый банк приводит «свой» перечень документов для открытия расчётного счета, поэтому гарантировать, что в выбранном вами банке у вас спросят только те или иные документы, невозможно. Однако, зная сложившуюся практику, можно привести общий перечень документов, что мы собственно и сделаем.
Итак, в основной массе при открытии расчётного счета для ИП вам потребуются следующие документы:
• Нотариально заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации;
• Нотариально заверенное Свидетельство о постановке на учёт в территориальный налоговый орган;
• Копия паспорта Индивидуального предпринимателя;
• Письмо Госкомстата (коды статистики);
• Выписка из ЕГРИП, заверенная нотариусом или налоговым органом (обратите внимание: выписка для открытия расчётного счета должна быть не старше 14 дней);
• Лицензии, разрешения, в случае, если деятельность требует лицензирования;
• Документы, заполняемые по форме банка: банковская карточка (краткие сведения об индивидуальном предпринимателе); заявление об открытии расчётного счета; заявление о присвоении вам кодового слова для предоставления в случае необходимости информации по телефону, а также информационные карточки на физических лиц, работающих у предпринимателя.
Названные документы (а также те, которые банк посчитает необходимым спросить с вас в рамках своей схемы открытия счетов) подаются в банк заявителем. При открытии расчётного счета для ИП заявителем может быть сам предприниматель либо доверенное лицо, действующее на основании нотариальной доверенности от лица предпринимателя.
Что касается подачи документов об открытии расчётного счета доверенным лицом, то здесь следует отметить, что банки достаточно неохотно идут на открытие расчётного счета без личного присутствия владельца бизнеса. В связи с этим при открытии расчётного счета для ИП предпринимателю лучше и безопаснее самому выделить время, чтобы присутствовать при этой процедуре. Времени на это уйдёт немного, а степень надёжности увеличится в разы.
Также при работе с расчётным счётом важно помнить, что индивидуальный предприниматель (впрочем, как и юридическое лицо) имеет право проводить только обоснованные платежи. В обязанности банка входит отслеживание рациональности всех платежей, проводимых с расчётного счета, и для этого каждый платёж оформляется платёжным поручением с указанием наименование платежа.