Внимание работодатели!
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Что такое специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценке уровня их воздействия на работника.
Организация и порядок проведения специальной оценки условий труда
• Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
• СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
• Специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ, в том числе при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию).
• Специальная оценка рабочих мест должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
• Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо её не проведение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000-10000 рублей, на юридических лиц — 60000-80000 рублей. За повторное нарушение штраф на должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет. Индивидуальному предпринимателю может грозить такой же штраф либо приостановление деятельности до 90 суток, организации — штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 90 суток.
Проведение специальной оценки условий труда даёт работодателю возможность:
• использовать средства Фонда социального страхования для проведения специальной оценки условий труда. В 2016 году работодатели Ульяновской области реализовали более 48 млн. руб. на превентивные меры. Заявления страхователей о финансовом обеспечении предупредительных мер в текущем году с полным комплектом документов принимаются региональным отделением Фонда социального страхования не позднее 31 июля текущего года.
• снизить тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, вплоть до полной отмены, за счёт улучшения условий труда на рабочих местах — чем опаснее условия труда, тем выше тариф и наоборот (дифференцированный тариф страхового взноса в Пенсионный фонд). В 2016 году в Ульяновской области 591 предприятие уплачивало страховой тариф в Пенсионный фонд, 87470 работников пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с вредными и опасными условиями труда.
По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам:
• предоставляется информация об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
• предоставляются средства индивидуальной защиты;
• осуществляется оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
• осуществляется контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
• организуются обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;
• устанавливаются предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации гарантии и компенсации.
Работодатель, помни!
Обеспечение охраны труда в организации — обязанность работодателя.
Специальная оценка условий труда — одно из направлений, необходимых для создания безопасных условий работы.