Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план малого предприятия должен включать:
Резюме проекта;
Описание проекта и сведения об основных его участниках
Описание продуктов / услуг
Анализ рынка
Организационный план
План продаж и стратегия маркетинга
Производственный план и оценку ресурсов проекта
Финансовый план
Стратегию финансирования
Анализ проектных рисков
а также, что особенно актуально для производственных проектов, его воздействие на окружающую среду.
Вся дополнительная информация, раскрывающая сведения перечисленных разделов, и справочный материал выносятся в приложения. Поскольку формат и структура бизнес-плана жёстко не регламентированы, они могут варьироваться для различных проектов, при этом данные указанных разделов обязательно должны войти в итоговый документ.
Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей.
Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ею финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.
Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.
Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвящённых рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.
Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: собственно технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.
Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.
Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.
Представленные ниже материалы по каждому из разделов бизнес-плана это не только информация о рекомендуемом содержании документа, но и подробная инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям, как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.
Резюме
Резюме бизнес-плана представляет главные выводы, сделанные по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:
Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.
Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.
Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.
Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.
Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.
Основные технико-экономические и финансовые показатели проекта, такие как: плановый физический объем производства, плановый годовой оборот, плановая годовая прибыль (как правило, EBITDA), NPV, IRR, срок окупаемости проекта.
При составлении резюме надо исходить из того, что с одной стороны, инвестор должен увидеть в этом разделе все ключевые данные, которые он обычно использует для принятия решения, а с другой стороны, изучение этого раздела не должно занимать много времени (желательно, чтобы всё содержание резюме можно было прочитать за 1 минуту). В этом случае, резюме проекта станет хорошим инструментом для привлечения внимания инвестора и начала работы.
Инициатор проекта
Этот раздел должен раскрывать информацию об инициаторе проекта с точки зрения его надёжности как заёмщика (если в проекте предполагается банковское финансирование) и способности реализовать проект успешно и в соответствии с заявленными планами.
В разделе должны быть представлены:
Точное наименование инициатора проекта и юридические данные.
В зависимости от целей бизнес-плана, может потребоваться раскрыть географическое местоположение инициатора, структуру его акционерного капитала, список ключевых руководителей. Если в проекте участвует несколько компаний или физических лиц, то требуется указать их, определив их роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта, при этом обязательно показать кто именно является получателем кредита или средств инвестора.
Подтверждение наличия опыта работы.
Желательно кратко изложить историю развития компании, дать описание характера и направлений ею деятельности.
Финансовые характеристики компании.
Необходимо представить ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и/или группе компаний, в которую он входит (выручка, валовая рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заёмного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет. Можно сделать это в форме агрегированного отчёта о прибылях и убытках и баланса. Желательно, чтобы эта информация сопровождалась наличием приложений к бизнес-плану, содержащих полную финансовую отчётность (в виде стандартных форм бухгалтерской отчётности или в виде форм управленческой отчётности).
Иная существенная информация
Если проект относится к сфере, в которой требуется наличие лицензий, сертификатов или членство в саморегулируемых организациях, следует указать данные о наличии соответствующих документов.
Если инициатор проекта принадлежит к группе компаний, желательно представить в графическом виде организационную структуру группы или ею фрагмент, включив в неё других участников проекта, если они также входят в группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов группы.
Если проект существенно зависит от личных профессиональных качеств отдельных исполнителей, надо представить этих исполнителей и дать информацию, позволяющую судить об их способности реализовать проект.
Информация этого раздела может (а иногда – должна) подкрепляться приложениями, которые содержат подтверждение фактам, упомянутым в разделе:
копии уставных документов;
копии лицензий и сертификатов;
копии финансовой отчётности;
копии отзывов и рекомендаций;
копии заключений аудиторов и оценщиков;
другие документы.
Представление проекта (продукта)
Основная цель представления проекта (продукта) – познакомить инвестора с общей идеей проекта и характеристиками той продукции, которая будет создана в результате его реализации.
Для проектов, связанных с выпуском продукта или оказанием услуг, данный раздел должен раскрывать следующие вопросы:
наименование продукции, структура продуктовой линейки;
основные потребительские свойства продукта (услуги);
факторы, являющиеся конкурентным преимуществом продукта;
сравнение продукта с наиболее важными аналогами.
Если предметом проекта является создание объекта или инфраструктуры, то необходимая информация будет включать:
географическое расположение объекта;
строительные характеристики: площади, распределение площадей по категориям, этажность, земельный участок;
укрупнённая планировка;
факторы, являющиеся конкурентным преимуществом объекта;
сравнение объекта с наиболее важными аналогами.
Помимо общего представления, следует описать текущее состояние готовности продукта: проведённые НИОКР и их результаты, данные испытаний, информацию о выполнении проектно-изыскательских работ и т.п.
Желательно сопроводить описание схемами и фотографиями, позволяющими наглядно оценить суть предлагаемых решений.